ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЯЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОРАБЛИК»
1. Общие положения.

1.1 Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности логопедического пункта (далее – Логопункта) муниципального дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, гарантирует возможность получения логопедической помощи воспитанникам МАДОУ, имеющим нарушения речи, с целью обеспечения равных стартовых возможностей и эффективной подготовки детей к обучению в школе.

1.2. Учитель-логопед Логопункта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, организует и оказывает логопедическую помощь детям, имеющим нарушения произносительной стороны речи, создает условия для их познавательно – речевого и социально – личностного развития.

1.3. Основными задачами деятельности Логопункта являются:

  • раннее выявление недостатков в речевом развитии воспитанников;
  • коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста;
  • реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в дошкольном учреждении общеразвивающего вида с получением специализированной помощи в развитии речи;
  • своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у воспитанников ДОУ;
  • пропаганда специальных логопедических знаний среди педагогов МАДОУ, родителей воспитанников.

1.4. Настоящее положение разработано в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено Постановлением Правительства РФ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2562 от 27.10.2011г.
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Письмом Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;
  • Уставом Учреждения;
  • Соглашением между МАДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.

1.5. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.

2. Организация работы Логопункта.

2.1. В Логопункт зачисляются дети 3 - 7 лет, имеющие фонетические и фонетико-фонематические нарушения, НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи): простую и сложную дислалию, легкую степень дизартрии.

2.2. Дети с общим недоразвитием речи 1-3 уровня, заиканием не подлежат приему в Логопункт, так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и должна быть осуществлена в условиях специальной логопедической группы. Учитель - логопед обязан рекомендовать родителям перевод ребенка в логопедическую группу и направить ребенка на обследование в психолого- медико – педагогическую комиссию (далее ПМПК) района или МАДОУ. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта (см. Приложение 1).

2.3. Предельная наполняемость логопедического пункта в течение учебного года – 25 человек. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года.

2.4. В первую очередь в Логопункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группы), имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие успешному освоению общеобразовательных программ (дети с НВОНР, ФФНР и ФНР), с целью обеспечения равных стартовых возможностей детей при подготовке к школе. На логопункт принимаются дети с простой и сложной дислалией, в сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта.

2.5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, в первую очередь обследуются дети 5-6-летнего возраста, остальные дети проходят обследование в течение года, обследованию подлежат все воспитанники МАДОУ с 3-х летнего возраста. Результаты обследования отражаются в журнале учета детей, прошедших логопедическое обследование.

2.6. Список детей, подлежащих зачислению в Логопункт, утверждается решением психолого - медико – педагогического консилиума МАДОУ (далее ПМПк), приказом МАДОУ, регистрируется в журнале учёта детей, зачисленных в Логопункт.

2.7. В случае необходимости уточнения логопедического диагноза дошкольники с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение, поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в выездную ПМПк.

2.8. Прием детей в Логопункт осуществляется на основании заявления о зачислении от родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ (см. Приложение 2) и заключении Соглашения между родителями (законными представителями) и логопунктом (см. Приложение 3). На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Общая продолжительность логопедической коррекции находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей, характера и тяжести речевого нарушения, психофизиологического статуса. Вопрос о результативности коррекционно-развивающей речевой работы с детьми и завершении (продолжении) логопедической коррекции рассматривается на ПМПк МАДОУ. Выпуск воспитанников производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной речи, что фиксируется в журнале учета детей, зачисленных в Логопункт.

2.10. Приём в Логопункт детей с нарушениями речи проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

2.11. Дети-инвалиды, имеющие нарушения речи, имеют право на внеочередное зачисление в Логопункт для оказания бесплатной коррекции недостатков речи.

2.12. Неорганизованным детям оказывается бесплатная консультативная помощь в рамках деятельности консультативного психолого - логопедического пункта.

3. Коррекционно-развивающая деятельность Логопункта.

3.1. Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками проводится как индивидуально, так и по подгруппам не менее 20-30 мин. в неделю. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно, как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по расписанию, утвержденному приказом заведующего МАДОУ.

3.2. Периодичность непосредственно образовательной деятельности, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития и определяется тяжестью нарушения речевого развития.

3.3. На основании материалов обследования воспитанников логопед составляет программу индивидуальной коррекционно-развивающей логопедической работы.

Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с:

  • основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.,2011),
  • специальными коррекционными программами (Каше Т.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (1978); Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи у детей» (2008) и др.).

3.4. Непосредственно образовательная деятельность с детьми в Логопункте проводится ежедневно, как в часы самостоятельной деятельности детей, так и в часы непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, а также образовательной деятельности в ходе режимных моментов, по расписанию, утвержденному приказом заведующего МАДОУ.

3.5. Ответственность за обязательное посещение детьми логопедических занятий на Логопункте несут родители, учитель-логопед, воспитатели и руководитель МАДОУ.

4. Требования к образованию, продолжительность рабочего времени, права учителя-логопеда Логопункта.

4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или специальное коррекционное образование.

4.2. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается из расчета в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых: 18 часов отводятся для работы с детьми в подгруппах и индивидуально; 2 часа используются для точного установления логопедического заключения, более тщательного обследования речи детей, консультирования и просвещения родителей, педагогов по коррекции речевых нарушений и т.п. Осуществление данных видов деятельности фиксируется в специальном журнале учета консультативной и просветительской работы.

4.3. Учитель-логопед Логопункта МАДОУ в порядке, установленном законодательством, пользуется правом на оплачиваемый отпуск, в количестве 56 календарных дней, на повышение ставки заработной платы на 20 % за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста и другие льготы, предоставляемые педагогическим работникам образовательных учреждений.

5. Руководство работой Логопункта.

5.1. Общее руководство работой Логопункта осуществляет руководитель МАДОУ.

5.2. Методическое руководство работой учителя-логопеда Логопункта МАДОУ осуществляется методической службой Управления образования администрации пгт Яя и методической службой МАДОУ.

6. Документация учителя-логопеда Логопункта.

6.1. В начале учебного года учитель-логопед разрабатывает перспективный план работы на год по всем направлениям своей деятельности.

6.2. 15 сентября учитель-логопед составляет расписание непосредственно образовательной деятельности, которое заверяется подписью руководителя МАДОУ.

6.3. На основании материалов обследования воспитанников учитель - логопед разрабатывает индивидуальный перспективный план коррекционно-развивающей логопедической работы на каждого воспитанника, по возможности комплектует подгруппы детей со сходными речевыми нарушениями.

6.4. Документация учителя-логопеда Логопункта:

  • журнал учета детей, прошедших логопедическое обследование с 3 до 7 лет;
  • журнал учёта детей, зачисленных в Логопункт, с указанием возраста и характера речевого нарушения;
  • индивидуальные тетради;
  • табель посещаемости;
  • речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода;
  • годовой методический план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).
  • журнал учета консультативной и просветительской работы;
  • лист учета детей, ожидающих зачисления в логопункт.

6.5. В конце учебного года учитель-логопед составляет статистический отчет о работе, проделанной за год.

7. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

7.1. Для работы Логопункта выделяется изолированный логопедический кабинет в соответствии с требованиями педагогических и санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, действующих на территории Российской Федерации.

7.2. Кабинет обеспечивается специальным оборудованием (см. Приложение 4).

7.3. На администрацию МАДОУ возлагается ответственность за кадровое обеспечение, оборудование кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.